Совсем немного дней остается до Пасхи. Готовится к ней душа православного человека. В песнопениях и молитвах великопостного богослужения – скорбь кающейся души, призыв к смирению и покаянию. Каждый день Страстной седмицы называется Великим по величию воспоминаемых событий. Церковные службы каждого дня исполнены особой значимости — это переживание последних дней земной жизни Спасителя. Вся жизнь христианина обретает в эти дни особый смысл. Ум и сердце его, как никогда, обращены к Богу! Грядет величайшее чудо в истории человечества: победа над смертью и обретение вечной жизни!
Особое внимание на Страстной неделе уделяется чтению Евангелия. Первые три дня посвящены воспоминанию о том, как Христос готовил Себя к крестной смерти и о последних беседах Его с учениками и народом. Богослужения в эти дни отличаются от обычного, великопостного. Например, на утрени поется молитва, призывающая христиан к духовному бодрствованию, сосредоточению своих духовных сил: «Се Жених идет в полунощи, и блажен раб его обрящет бдяща, не достоин же паки, егоже обрящет унывающа…» .
В Великий Понедельник на богослужениях «творят» память блаженного Иосифа Прекрасного, а также вспоминают бесплодную смоковницу, символизирующую всякую душу, чуждую духовного плода добродетели.
В Великий Вторник церковь совершает память евангельской притчи о десяти девах. Это притча о человеческой добродетели – милостыни, которая учит людей быть всегда готовыми к встрече Жениха (Бога) с добрыми делами, ибо неведом никому час кончины. В этот же день Страстной недели вспоминается и самое значительное предсказание Иисуса Христа о конце мира, Его втором пришествии и Страшном суде. В нынешнем году этот день совпал с двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому после утрени Великого Вторника совершалась Литургия свт. Иоанна Златоуста.
В Великую Среду на Литургии Преждеосвященных даров в последний раз произносится молитва «Господи и Владыко живота моего…» с тремя великими земными поклонами. (Великие поклоны прекращаются до Троицына дня, исключая поклоны у святой Плащаницы). В этот день вспоминается евангельская женщина, помазавшая Господа миром и осуждается сребролюбие Иуды-предателя. Церковная служба Великой Среды подготавливает верующих к последним трем дням Страстной седмицы. В этот день совершается в последний раз введенная для периода Великого Поста Литургия Преждеосвященных Даров.
Великий Четверг – последний день перед страданиями и распятием Иисуса Христа. Это один из самых насыщенных событиями и переживаниями дней Страстной недели. В Великий Четверг вспоминают Тайную Вечерю, умовение Иисусом Христом ног ученикам, моление Иисуса в саду Гефсиманском и предание Его Иудою.
Божественная литургия в Великий Четверг имеет для христианина большое духовное значение. В этот день каждый православный человек стремится причаститься, т.е. принять тело и кровь Христовы – таинство, установленное Христом на Тайной Вечери.
Вечером в Великий Четверг в храмах совершается утреня, на которой читаются «Двенадцать Евангелий» (Двенадцать отрывков из четырех Евангелий), посвященных страстям (страданиям), смерти и погребению Иисуса Христа. Во время этой, трагической по смыслу, службы верующие стоят с зажженными свечами, а после стараются донести эти горящие свечи до дома, сохранить в своей душе заповеданное Христом слово любви и терпения. Придя домой, тушат лампадки перед иконами и зажигают их огнем «страстной» свечки, принесенной из церкви. Следуя обычаю, некоторые копотью от зажженной свечки делали кресты над входной дверью, окнами домов, в местах, где находились домашние животные.
В Пятницу на Страстной неделе в храмах не бывает литургии, поскольку сам Господь принес себя в жертву. В этот день читают Царские часы, составленные из псалмов, которые предсказывают страдания Иисуса Христа. Затем совершается символический вынос Плащаницы Спасителя, а на вечернем богослужении — чин погребения Плащаницы.
В Великую Субботу совершается литургия Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Присутствующие в храме с благоговейной радостью ожидают предначинания праздника Воскресения.В ходе богослужения священнослужители в алтаре снимают с себя черные ризы скорби и облачаются в светлые одежды радости, так же меняется и темное убранство храма на светлое. Происходит символическое изображение того события, когда жены-мироносицы рано утром у гроба Господня увидели Ангела в сияющих ризах, возвестившего им о воскресении Христа.
После богослужения Великой Субботы совершается первое освящение пасхальной снеди – пасх, куличей и яиц.
Поздним вечером, обычно в 23 часа в храмах начинается предпраздничная служба – полунощница, после которой Плащаница уносится в алтарь и к полуночи все замирает в ожидании самого торжественного, самого ликующего и вдохновенного богослужения, равного которому нет во всем церковном календаре – в храмах начинается пасхальная заутреня. Сначала тихо из алтаря доносится «Воскресение Твое, Христе, Спасе, Ангелы поют на небесах…», а потом все громче и торжественней: «..и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити!». Совершается Крестный ход и многократно в ходе пасхального канона звучит радостное приветствие священников : «Христос Воскресе!» И мощный, многоголосый отклик верующих: «Воистину Воскресе!»