Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
Во Имя Отца и Сына и Св. Духа!
Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником Входа Господня в Иерусалим! Удивителен этот праздник! В нем сочетается и радость победы над смертью, и ожидание мрачных и скорбных дней страданий и смерти Спасителя.
Таких моментов, когда люди видят в Нем не простого человека, в Евангелии не много. В Крещении Иоанн Предтеча указывает на Него как на Агнца, вземлющего грех мира, в Преображении Его Божество прорывается сквозь человечество, в совершении чудес Он тоже являлся людям не обычным человеком. Вот и сейчас Он входит в Иерусалим, и народ постилает по дороге свою одежду, срезанные ветви и восклицает – «осанна Сыну Давидову». Эти слова означают, что люди видят в Нем своего Спасителя. Но Спасителя не в нашем понимании, не Спасителя наших душ от греха, а Спасителя в такой обыденной и привычной для нас земной плоскости.
Над чем мы трудимся больше всего в своей жизни? Над тем, чтобы добывать себе хлеб. А этот Иисус способен умножать его буквально из ничего и дает бесплатно. Чего больше всего в жизни мы боимся? Болезней, старости и смерти. А этот странствующий проповедник исцеляет любые болезни, накануне Он даже воскресил четверодневного мертвеца! А сейчас он идет в Иерусалим, входит в него как царь, ясно же для чего – чтобы свергнуть оккупантов и дать евреям не только свободу, но и власть над всем миром. Вот образ мыслей людей, который Его встречают.
Но Христос всем Своим видом дает понять, что всё это не так, что если и дальше в Нем видеть завоевателя, земного правителя, то можно жестоко ошибиться и в итоге соблазниться о Нем. И этот соблазн для человека всегда очень болезненный. Если бы Христос вступал в Иерусалим как земной правитель, Он взял бы Себе роскошного жеребца. Вместо этого Он едет на осленке. Если бы Он вступал в Иерусалим как земной правитель, Он первым делам захватил бы дворец, как делают нынешние революционеры – нападают на администрацию
. Вместо этого Он изгоняет торговцев из храма. Он не выступает на площадях перед народом, не зовет его к свержению власти. Вместо этого он произносит максимально жесткие и провоцирующие притчи вождям иудейского народа, и тем самым восстанавливает их против Себя. Одним словом, в очередной раз, когда люди видят в Нем Царя и хотят провозгласить Его Царем, Он уклоняется от этого. И тогда народ действительно разочаровывается в Нем: самое страшное в мире преступление – распятие Господа Славы – стало возможным из-за того, что люди неправильно смотрели на Христа, соблазнились Им.
А как мы смотрим на Него? Как на могущественного Владыку? Или как на странствующего пророка или страдающего раба? Ответ этот очень важен. Как мы смотрим на Христа, так мы смотрим и на окружающих людей. Такой будет и наша молитва. Христос, конечно, Царь. Но если видеть в Нем только Царя, можно забыть о людских нуждах и страданиях, скатиться в банальный эгоизм. Но Христос одновременно и жертва за всех нас, избитый и израненный раб. Но если видеть в Нем только жертву, то можно забыть о славе, которая уготована для всех нас, и тем самым озлобиться, если видеть вокруг только боль и страдание.
Еще более примитивен взгляд, когда люди видят в Боге только исполнителя своих желаний. Это как раз взгляд той толпы, которая встречает Его в Иерусалиме. Но этот взгляд опасен: потому что, такие люди, если не получают просимое, разочаровываются, отвергают Бога, или даже становятся Его врагами. А мы с вами во Христе, мы должны видеть и Царя, и раба, и кротость, и величие, и славу, и смирение. Если не будем забывать этого, возможно, когда-нибудь научимся и в ближнем видеть не только раздражающий нас объект, но и того, ради кого в эти дни Господь входит в Иерусалим, идет на страшную смерть.
Давайте отложим всё то, что портит наши отношения с ближними: злоречие, осуждение, раздражение, зависть. Это особенно важно сейчас, когда наступает Страстная седмица и Господь идет на Крестную жертву, чтобы исцелить нас. Послушаем, какие дивные слова сегодня обращает к нам апостол Павел: «радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо,.. о том помышляйте,.. и Бог мира будет с вами» (Флп. 4. 4-6).
Аминь.
5 апреля 2015 г.
Иерей Алексий Зимовец