За неделю до Пасхи Русская православная церковь отмечает один из самых больших праздников – торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Попробуем и мы как бы перенестись в ту историческую даль, стать очевидцами происходящего.
В Иерусалим по случаю приближающегося праздника Пасхи во множестве стекался народ. Все говорили о новом великом чуде, совершенном Иисусом в Вифании – воскрешении из мертвых Лазаря – брата Марии и Марфы.
Это событие Церковь вспоминает накануне, сегодня, в Лазареву субботу. Было известно, что иудейские старейшины и первосвященники вынесли решение убить Иисуса и возвращенного им к жизни Лазаря. Поэтому все спрашивали друг у друга: » Как думаете, придет ли пророк Иисус на праздник?».
Среди такого волнение вдруг разносится молва, что Спаситель идет в Иерусалим. В народе мгновенно возникает желание торжественно встретить и проводить Его, как царя. И множество народа, взяв пальмовые ветви, выходит навстречу Господу. Он, зная о злом умысле своих врагов, кротко и торжественно идет в Иерусалим. По пути Он посылает в соседнее селение двух учеников, которые приводят к нему ослицу и молодого осленка, на которые положили свои одежды, и Господь продолжает свой путь на ослике. Встречавшие Его люди в едином порыве начинают постилать свои одежды по дороге, а другие срезать пальмовые ветви и устилать ими дорогу перед Иисусом.
Сопровождая Его, люди восклицают «Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! ( что в переводе означает « Да услышится клик нашей радости на небесах»). Однако среди всеобщей радости Господь печален: Он наперед знает, что народ, который сейчас восклицает «Осанна» !» через несколько дней по наущению своих вождей будет кричать: « Распни, распни Его!»…Поэтому Вход Господень в Иерусалим — праздник одновременно и радостный и трагичный. Христос своим входом не только несомненно явил себя миру как Мессия, не только возвестил действительное наступление Царствия Божия на земле, но и начал свое восхождение на Голгофу, свой крестный путь на страдания и смерть.…
В традиции Русской православной церкви на богослужении в Неделю ваий (т.е. Воскресенье пальмовых ветвей) верующие стоят с веточками вербы, отсюда второе название праздника — Вербное воскресенье. Существует традиция освящения вербы на Всенощном бдении в канун праздника, т.е вечером в субботу.
Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем завершается Великий пост, который готовит христиан к Страстной Седмице. В эти дни совершаются праздничные богослужения, ослабляется телесный пост — разрешается вкушение рыбной икры в субботу и рыбы в воскресенье..
…Пройдут два этих радостных и в тоже время печальных дня, и наступит Страстная седмица, наполненная для верующего человека внутренним переживанием событий последних дней земной жизни Спасителя.