В воскресенье, 9 февраля Церковь напоминает верующим о начале подготовительного периода к Великому посту.
Он включает четыре Недели, т.е. воскресных дня — Неделю о мытаре и фарисее, Неделю о блудном сыне, Неделю о Страшном Суде (мясопустная) и Прощеное воскресенье ( Неделя сыропустная).
Такой порядок приготовления к Святой Четыредесятнице – древнее установление Церкви. Еще в IV веке известные учители Церкви святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах говорили о необходимости воздержания в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке были составлены службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную.
В IX веке митрополит Никомидийский Георгий составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Завтра на Литургии мы услышим притчу из Евангелия от Луки о горделивом фарисее, который как будто бы благодарил Бога, но фактически с надменным самомнением превозносился над другими.
Глядя на мытаря, который, не поднимая глаз, только молился : «Боже, милостив буди мне грешному» фарисей, сравнивал себя с ним, мол, я не такой, как этот мытарь и перечислял свои добродетели. Господь, поводя итог, прямо говорит, что смиренный мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей, который в своём благодарении Богу вместо благодати от Творца снискал осуждение.
Церковь на пороге Великого поста, предлагает верующим два образа покаяния, и мы понимаем, какой из них угоден Господу. И насколько внимательно нужно наблюдать за своей душой, своими мыслями и чувствами по отношению к Богу, и ближним.
Не случайно, на предстоящей седмице нет поста в среду и пятницу. Мясную пищу можно употреблять во все дни.
Церковь, как будто предупреждает нас – не гордитесь строгостью своего воздержания, когда наступит пост и не следите за другими, ведь все мы немощны и духовно, и физически. И всё, что имеем — дано нам Богом. Поэтому благодарность наша должна быть смиренной, а покаяние искренним, из самой глубины сердца.