Память Всех святых, в земле Русской просиявших, Церковь ежегодно отмечает во второе воскресенье после Троицы. В этом году торжество выпало на 22 июня.
Праздник совпал с трагической датой в истории нашей страны — началом Великой Отечественной войны. И это, как напоминание того, что великие беды посылаются не только отдельным личностям, но и целым народам за предательство, т.е. за отказ православной страны от своей спасительной веры.
Не простая история у этого праздника. Собор всех Российских святых появился в нашей стране в середине XVI века , но в синодальный период почему-то был подзабыт.
Промыслительно празднование возродилось в 1918 году вместе с восстановлением патриаршества, избранием на Российский престол патриарха Тихона. На его плечи легли тяжёлые испытания – сохранение Церкви в дни лютых гонений со стороны безбожной власти. Сам вновь избранный патриарх Тихон пополнил сонм святых Русской земли уже в новое время.
Это «новое время» мы привычно отсчитываем с начала 90-х прошлого века. Но духовное возрождении России началось значительно раньше Невероятно, но к 1987 году в стране уже была подготовлена почва к переменам в отношении органов власти к Православной церкви.
А возможным это стало потому, что все годы безбожия вера жила в народе. И в тяжкую годину люди молились тайно и явно. Вспомним строки из военной поэзии Константина Симонова: «…как будто, сойдясь, наши прадеды молятся за в Бога неверящих внуков своих..». И ведь так оно и было!
Заговорили о грядущем 1000-летии Крещения Руси, стали готовиться к юбилею. А ведь известный и любимый народом святой преп. Серафим Саровский предрёк и горькую судьбу последнему Российскому самодержцу, царю Николаю II, и срок безбожного режима в России: «семь десятин лет». Вот так, через 70 лет страна начала постепенно менять своё отношение к вере и Церкви.
Уже в 1988 году церковным Собором были причислены к лику святых те, кто уже многие годы и даже века почитались народом. В их числе: святители — Макарий, митрополит Московский , Игнатий Бренчанинов, Феофан, Затворник Вышинский, благоверный князь Дмитрий Донской, преподобные — Андрей Рублёв, Максим Грек, Паисий Величковский, Амвросий Оптинский, блаженная Ксения Петербургская.
Далее — ряды наших Небесных заступников стали пополнять имена новомучеников и исповедников веры, кровью которых теперь возрождается Россия в её истинном предназначении — Ковчега спасения для всего мира перед лицом последних времён…
А ведь почитанием наших святых, поддерживая в молитве связь с ними, мы укрепляем духовную силу России, как, возможно. последнего оплота христианства в мире.