В воскресенье, 9 февраля – память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Праздник установлен Синодом Русской Православной Церкви в 1992 году. С 2013 года именуется Собором новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Как ни странно, но в ХХ веке в России просияло в несколько раз больше святых, чем за предыдущие 900 лет существования Русской Церкви.
Нам, живущим в стране, сбросившей гнёт коммунистической идеологии — безбожия и отрицания вековых духовных традиций, — трудно понять, что случилось с Россией в 1917 году и как это отразилось на жизни и душах всех последующих поколений?
С одной стороны сонм новомучеников, молитвами которых Россия опомнилась и повернулась к Богу, с другой – полное равнодушия большинства наших сограждан к вере, невежество в понимании роли Церкви и христианкой веры и их значения в подлинной истории Отечества.
Церковь стоит на крови мучеников, и это не только в переносном но и в прямом, буквальном смысле. Божественная литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи именно мучеников.
Русская Православная Церковь на протяжении своей истории заимствовала мощи для антиминсов. Но после канонизации 2000 года у нас появилось столько мощей мучеников для совершения литургии, что хватит на все престолы.
В антиминс нашего храма – св. вмц.Параскевы при совершении его великого освящения митрополитом Волгоградским и Камышинским Феодором была вложена частица мощей священномученика Владимира Четверина. пресвитера саранского. Грамотный сельский учитель в 29 лет получил церковное образование, стал священником и остался преподавателем.
В 1918 году он был осуждён по ложному доносу, но не отрекся от веры Христовой перед лицом воинствующих безбожников. Односельчане ходатайствовали перед «органами революционного правосудия» за священника, которого они хорошо знали и которому полностью доверяли.
Людей не услышали. Мнение народа о священнике и учителе никого не интересовало. 2 сентября 1918 года батюшку казнили. Люди не забыли его, в 2006-м году его причислили к лику святых
В списке местного собора Волгоградских святых 14 имён. Это благоверные князья, долгое время проводившие в поездках по Орде, столица которой — Сарай-Берке располагалась недалеко от современного Волгограда; и преподобные, совершавшие свой иноческий подвиг на этой земле; и новомученики, пострадавшие за Христа в годину гонений от безбожных властей.
В их числе — святой благоверный великий князь Александр Невский (в схиме Алексий), святой благоверный князь. Михаил Тверской, преподобная Арсения (Себрякова), игумения Усть-Медведицкая, и, не отступившие от своей веры, ставшие жертвами большевиков священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский, священномученик протоиерей Николай Попов – небесный покровитель Волго-Донской земли, святой заступник и молитвенник о нашем крае.
«К сожалению, мы пока не осознаём, что наши мученики последнего времени, как и древние, свидетельствуют об истине и то, что мученики и исповедники Русской Православной Церкви — это молитвенники о нас и наши заступники. Они с точки зрения своей веры и своего благочестия видели вопросы, задаваемые человеку современным миром.
Однако сейчас мы слепы в том смысле, что не видим опасности своего существования в настоящем времени. Если бы мы такую опасность видели, то прибегали бы с молитвой к мученикам, как ближайшим своим современникам и сродникам, старались бы использовать их опыт, ибо и они жили в эпоху торжествующего безбожия, но только ныне Господь их молитвами на время дал людям некоторое облегчение.» ( Игумен Дамаскин (Орловский)
Задумаемся об этом…