Архимандрит Кирилл
( Свято-Троицкая Сергиева Лавра)
Никто не будет оспаривать ту истину, что на дела всего человеческого рода очень большое влияние оказывает женщина – на все добрые и злые дела. Творцу не было угодно даровать женщине власть, которая с принуждением подчиняет слабого сильному, но было угодно даровать женщине влияние, благодаря которому и сильный подчиняется слабому, но покоряется, не чувствуя этого, без всякого принуждения.
О том, что женщина имеет большое влияние на судьбы и нравы человеческие, свидетельствует и вся история народов, и Священное Писание. Кому не известно, как разное положение женщины в обществе резко отличает варварские народы от образованных, древние века от средних, средние века – от новейших. Ведь при посредстве женщины растление вошло в первый мир и при посредстве Той же Женщины в мир явился Спаситель.
В Библии на первой странице Книги Бытия мы встречаем изречение, которое показывает общее назначение человека: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1.26). И вслед за этим изречением мы видим другое, которое относится именно к женщине, ее назначению: «Не добро быть человеку едину, сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2.18). Первого человека Господь наградил всеми дарами Своей благости, и тем не менее этому разумному существу чего-то не хватало. Одаренный способностью мыслить, говорить, любить, он не видел вокруг себя другое разумное существо, с кем мог бы делиться своими мыслями, говорить, встречать взаимную любовь.
И Господь творит жену, подругу для первого человека, она своим живым участием, своей любовью, добротой делает его блаженство в раю совершенным, полным. И потому призвание женщины есть любовь. Этому призванию соответствует и то место, которое предназначено женщине Самим Богом. Это место не унизительное для нее, оно не ниже мужа. Она помощница, подобная ему, равная ему, и только при этом условии равенства она может оказывать ему помощь, в которой он нуждается. Но в то же время место ее второстепенное, потому что женщина создана после мужа и для мужа. Взятая от мужа, она становится костью от костей его и плотью от плоти его, она настолько тесно соединена с мужем, что муж уже не может унизить ее, не унижая при этом самого себя.
Изменилось ли назначение женщины после греха, который так потряс все творение Божие? Нежное влияние, которое было дано Творцом жене, она употребляет для совращения мужа, для господства над созданием Божием. За то добро, за ту жизнь, которую она получила от него, она воздает ему грехом и смертью. Господь наказывает женщину тяжелыми страданиями во время родов и за забвение своей зависимости от мужа она даже впадает в подчинение. И с этого времени начинается страшная борьба между добром и злом в основе общественной жизни – в семье.
Грех потряс семейный быт, он разрушил богоустановленный порядок взаимных отношений мужа и жены. Муж вместо того, чтобы смиренно нести свое наказание и этим искупить свой грех и восстановить нарушенный семейный порядок, старается избавиться от трудов и забот, он старается эти заботы возложить на плечи жены, а за собой оставляет только право приказывать и господствовать. Жена же вместо подруги сначала делается работницей, а потом и рабой мужа. Она тоже желает освободиться от этого рабства, и начинается борьба деспота с рабою. Стремясь освободиться от ига рабства и взять власть над мужем, но, не имея к этому ни сил, ни способностей, жена прибегает к хитрости и лукавству. Вот тут-то и возникло зло в семье, нарушились взаимные отношения между мужем и женой.
Милосердный Господь, видя этот беспорядок в семейном быту, видя, что нарушено равновесие между полами, устрояет средство от этой болезни. От Девы рождается Примиритель, который должен разрушить дела диавола. Святая Дева в силу своей любви и смирения принимает в себя Бога, воплощает Его и возвращает мужчине то, что он потерял через первую жену. Дева Мария – образец любви и смирения — освободила женщину от рабства не путем восстания против мужа, но любовью и смирением.
И Святая Церковь в христианском браке указывает на те же добродетели мужу и жене: жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа, и должна подчиняться мужу не из-за рабского страха, но в силу любви.
И святые апостолы то же самое проповедовали в этом отношении. Желая уничтожить деспотизм мужей, апостолы писали: «Мужья, любите своих жен». Желая уничтожить стремление женщины к преобладанию над мужем, св. апостол Павел писал: «…всякому мужу глава – Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Ибо муж есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа»
Далее апостол Павел развивает ту мысль, что для женщины смиренное, скромное ее поведение как раз и служит к ее величию, к успешному исполнению назначения, уготованного ей Богом. Призвание женщины есть любовь, и эта любовь дает ей силу к самоотвержению, к мужеству, которые требуются женщине в сфере ее семейной деятельности.
Способности женщины в семейном кругу гораздо значительнее способностей мужчины, здесь проявляются такие высокие дарования, которые присущи только ей. Мужчина таких качеств не имеет, а именно: практический взгляд на вещи, способность проникать в сердца людей, ее ежеминутное пребывание везде, если не телом, то душой, ее проницательность, острота ума, постоянные пружины управления всем домом, способность сочувствовать всякому горю, ее нежность, мягкость, аккуратность в работе, даже во всякой мелочи,, проворство в рукоделии,. И если такова природа женщины, то, естественно, это говорит о том, что ее призвание — в любви и доброделании.
Но это свое назначение в настоящем своем естественном положении женщина не может вполне исполнить. Вернее, она и способна к этом у и не способна. Способна, потому что Творцом в нее заложены семена жизни – эти способности. Не способна, потому что грех всех извратил, сатана успел посеять плевелы в сердце женщины, и все то доброе, что было дано ей при сотворении, утратило силу, душевные качества обрели превратные свойства: вместо деятельности она получила суетливость, вместо нежности – интриги, кокетство и прочие пороки. Мы видим, что сердце женское – сердце горячее стало и страстным, сердце нежное стало и ревнивым, сердце мужественное стало слабым, сердце сострадательное стало раздражительным.
Доброе сердце стало злым под влиянием греха. Надо, чтобы это сердце, эти добрые качества, которые женщина получила при своем сотворении, опять вошли в свою норму. И кто может возвратить женщине то, что она имела? Это может только особая Божественная благодать, которая даруется человеческому роду через крестные страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Сердце женщины особенно близко сердцу Спасителя, потому что Христос показал в мире наивысшую любовь – свое глубочайшее смирение. Эти добродетели сродни женщине, потому что ее удел –любовь и смирение.
Опубликовано: Троицкое слово.1990 г.( В сокращении)