Страстная седмица по большому счету не имеет отношения к Великому посту. Цель Великого поста заключается в том, чтобы подготовить человека к достойной встрече Светлого Христова Воскресения.
Пост же Страстной седмицы – это пост особый, приуроченный к воспоминанию последних дней земной жизни Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Его страданий, смерти и погребения. Именно отсюда и происходит само название этой недели – «Страстная», так как слово «страсть» с церковно-славянского языка переводится как «страдание».
В Великий Понедельник вспоминается ветхоза¬ветный патриарх Иосиф, по зависти проданный брать¬ями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками.
Кроме того, в этот день вспоминается проклятие и иссушение Гос¬подом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры в благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.
Бесплодной, засохшей смоковнице бы¬вает подобна и всякая душа человеческая, не принося¬щая духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий Вторник вспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).
В Понедельник и Вторник служится Литургия преждеосвященных даров.
В Великую Среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вече¬ром решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников.
В Великую Среду в последний раз служится Литургия Преждеосвященных Даров, последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина и Псалтирь, последний раз делают земные поклоны — заканчивается всё характерное для великопостного богослужения.
Среда — это как бы граница, отделяющая один тип богослужения от другого. После среды начинаются совершенно особые службы, посвященные спасительным Страстям Господним.
Великий Четверток. В этот день в богослужении вспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.
Служится Литургия св. Василия Великого.
В четверг вечером совершается утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Великий Пяток. Предпраздненство Благовещения Пресвятой Богородицы.
В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в Великий Пяток не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.
Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы. Служится Литургия св. Василия Великого. На трапезе разрешается вино (рыба и елей не разрешаются). Более подробно об особенностях совпадения праздника Благовещения с днями Страстной Седмицы и конкретно с Великой Субботой можете прочитать здесь