Завтра,, 31 марта, православные христиане вспоминают чудо воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря, а 1 апреля— ровно за неделю до Пасхи — отметят великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим, именуемый в России Неделей ваий или Вербным воскресеньем..
В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим следуют друг за другом, поскольку события Нового завета, в честь которых установлены эти праздники, неразрывно связаны. Они предшествуют Страстной седмице и свидетельствуют о том, что Иисус Христос — истинный Сын Божий.
О вхождении Иисуса Христа в Иерусалим повествуют все четыре Евангелия. В субботу Иисус Христос, находясь в Вифинии, предместье Иерусалима, силой молитвы воскрешает своего друга Лазаря, который до этого пролежал в гробнице четыре дня. Благая весть о чуде быстро распространяется по всей Иудее.
В воскресенье Иисус отправляет своих апостолов привести ему молодого ослика. На вопрос хозяев, почему они отвязывают их животное, апостолы отвечали, как повелел Христос, что он нужен Господу. Услышав это, хозяева не чинили препятствий — у иудеев считалось, что путник, следующий на ослике, имеет мирные намерения.
Когда Христос въехал в город, народ встречал его торжественными возгласами и устилал Ему дорогу пальмовыми ветвями, как в Иудее было принято встречать царей. В России пальмовые ветви заменили вербными, ибо верба первой из деревьев расцветает после зимы.
Первосвященники, испытывая чувство неприкрытой зависти по отношению к Христу, видя сколько радости вызывает вход Господень в Иерусалим, принимают решение при первой же возможности предать его смерти.
Из Иерусалимского храма Христос изгоняет ростовщиков и торговцев голубями, проповедуя служителям, что храм не вертеп разбойников а место для молитвы. Тут же к Христу обращаются слепые и убогие. Спаситель исцеляет их.
Из Иерусалима Христос возвращается в Вифинию и ночует вместе с апостолами в доме Лазаря. Вход Господень в Иерусалим и все данные события происходят в один день.
Трагизм этого праздника заключается в том, что иудеи видели в Иисусе Христе не избавителя от грехов человеческих для жизни вечной в некогда потерянном рае, а царя иудейского, который изгонит из страны римлян. Узнав о его истинной цели, они отвернулись от Христа. Приветствовавшие Его уже через несколько дней будут требовать от Понтия Пилата предать Спасителя распятию…
Накануне Вербного воскресенья, вечером в субботу, служится Всенощное бдение. Люди приносят с собой веточки вербы и тем самым отмечают вход Господень в Иерусалим. Священник окропляет их святой водой. Веточки пушистой вербы хранятся дома до следующего года.
В Лазареву субботу на трапезе разрешается пища с растительным маслом, а также рыбная икра. При желании, можно выпить красного вина.
Вход Господень в Иерусалим также является великопостным праздником. Верующим разрешено вкушать постную сваренную или паровую пищу с растительным маслом, а также рыбу и вино.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье — это последние дни, когда христианин может немного отдохнуть душой и телом и набраться сил перед главным испытанием — Страстной неделей, предваряющей Светлую пасху Христову