21 сентября Церковь отмечает один из двунадесятых — т.е. двенадцати главных великих православных праздников года — Рождество Пресвятой Богородицы. Конечно, встречаем праздник в храме: накануне — 20 сентября вечером на Всенощном бдении, а затем утром на Божественной литургии.
В Новом завете содержится очень мало сведений о жизни Божией Матери. Историю семьи Девы Марии хранит предание Церкви. Её родители Иоаким и Анна были благочестивыми людьми, но не имели детей до самой старости. За это они терпели осуждение от окружающих, хотя и были людьми уважаемыми. В древнем Израиле, ожидавшем пришествия Мессии, бесплодность считалась наказанием от Бога за грехи.
Супруги усердно молились о ниспослании ребенка. И однажды Анне явился ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария».
Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение».
Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену».
Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме, возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.
По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.
Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века.
В стихирах празднику Рождества Богородицы содержится вероучительная мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной Престол и Царский чертог; что Матерь Божия Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив неплодие родителей Матери Божией, Господь может разрешить и наше духовное неплодие, т.е.укрепить нас в вере и дать нам силу делать добро.
В тех же стихирах все люди и ветхозаветные и новозаветные (присутствующие в храме) приглашаются возрадоваться и прославить Матерь Божию, потому что через Нее Небо соединилось с землею, ад посрамился, двери рая, т.е. Царства Небесного, снова открылись людям.
Мы обновились и «обожились», т.е. сделались причастными Божией благодати. Если, конечно, мы сами идём к Нему: веруем, молимся дома и в храме, боремся с грехами и страстями через исповедь и причастие, стараемся жить по-христиански.