Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, которое Церковь ежегодно совершает 4 ноября, в современной России стало и государственным — Днём народного единства.
Оба праздника установлены в честь избавления Москвы от польских интервентов в 1612 году, когда Смута поставила Россию практически на грань существования.
«Смута, которая постигла наше Отечество в начале XVII века, и последовавшее затем иноземное вторжение, стоит в ряду самых опасных событий, потрясавших основы бытия нашей народной и государственной жизни», — сказал в своей проповеди на 400-летие окончания Смутного времени Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
И далее неожиданно, но очень точно назвал причины этой беды:
« Некоторым кажется, что первое и главное, что мы празднуем сегодня, — это победа над иностранными оккупантами… Но то была странная война. Никакие иноземные войска не пришли бы на нашу землю, если бы наши предки сами того не захотели.
В борьбе за власть столкнулись боярские элиты, которые ослабили центральную власть, ослабили основы государственности, и на поверхность всплыло самое гадкое и страшное, что таилось в каких-то глубинах народной жизни. .. Лихие люди господствовали на просторах Руси — грабили и убивали всех, кого только можно ограбить и убить….
Вместе с этим распадом общественной жизни, произошло смятение в умах. Смута, , была смутой в сознании, потерей ориентиров, ослаблением веры настолько, что многие считали, что отказ от своей веры откроет дорогу иностранцам, которые наведут порядок в стране.
…Когда иноземцы вошли в Москву показалось, что все закончено и нет никаких преград, чтобы польский королевич Владислав, сын короля Сигизмунда, без всяких условий взошел на московский престол.
Требовалось немногое — склонить Патриарха Гермогена, который вслед за своим предшественником, первым Патриархом Российским Иовом, не признал незаконную власть. К нему приходили боярские посольства — с просьбой, а потом и с угрозами подписать грамоту, обратиться к народу, чтобы народ признал иноземного царя.
Но старец-Патриарх, мучимый в подвалах Чудова монастыря, не дрогнул пред явной угрозой смерти и отказался от всех предложений, которые ему делали изменники.
Он писал грамоты, которые чудом удавалось вынести за пределы Кремля и распространить по Руси, и призывал народ встать на защиту веры и Отечества.
Воззвание достигло умов и сердец русских людей. Гражданин Минин и князь Пожарский, образовав ополчение, взяли с собой чудотворный Казанский образ Божией Матери и пошли на Москву, и через молитву и покаяние обрели победу, изгнав иноземцев из нашего Отечества».
Основной смысл этого дня — напомнить о подвиге народного ополчения, о том, что сила россиян в их единстве в их стремлении защитить не только страну, но и её духовное сокровище — православную веру.
События Смутного времени, да и не только они, но и войны с Наполеоном 1812 года и Великой Отечественной, когда народ молился вопреки гонениям на веру и Церковь, — напоминают о том, как необходимо единство народа и сохранение духовных традиций в сегодняшнее, непростое для страны время.
И если мы любим свою страну, и думаем о её будущем, 4 ноября в День народного единства и памяти одной из главных святынь нашего Отечества, самой почитаемой – Казанской иконы Божией Матери — мы, православные, должны соборно молиться:
…как призвал Предстоятель Русской церкви, «…о стране нашей, о народе нашем, о всей исторической Руси, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах смута в головах, потеря ориентиров, и в прошлом, и сегодня во многом обусловленная потерей веры, не приводила к гражданским столкновениям, к революциям, к утрате национальной независимости».