Великий праздник — Преображение Господне

19 августа русская православная церковь вспоминает евангельское событие, описанное у трех евангелистов — Марка, Матфея и Луки. Началось все неподалеку от города Вифсаида, где 5000 человек чудесно насытились пятью хлебами.

Там Христос спросил учеников, за кого почитают Его,  и Петр ответил: «За Христа Божия». В ответ на эту искреннюю веру Он взял трех учеников Петра, Иакова и Иоанна на гору и преобразился перед ними.

Пока Христос молился на горе, лицо Его просияло, одежды стали белыми, как свет. Ему явились пророк Илья и законодатель Моисей, беседовавшие о последних днях Спасителя в Иерусалиме. И светлое облако нашло на учеников, и из него послышался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Они очень испугались, что отражено в иконографии, однако Господь ободрил их: «Встаньте и не бойтесь». И также просил их не рассказывать никому об увиденном до момента Его воскресения.

В соответствии с богословским толкованием Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое.

До IV века в дошедших до нас древнехристианских источниках гора Преображения не называется. В IV веке, после утверждения христианства государственной религией Римской империи, началось паломничество в Палестину. В том числе паломничество совершила и Елена, мать римского императора Константина. По её указанию на горе Фавор был построен монастырь. С этого времени гора Фавор и вошла в Предание как гора Преображения.

Однако большинство современных богословов считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон.
В современном богословии в пользу горы Ермон, как горы Преображения, выдвигаются следующие аргументы:

Во-первых, гора Фавор — не слишком высокая (588 метров над уровнем моря) и во времена Иисуса её окрестности были густо населены. А на вершине её располагалась мощная римская крепость и большой замок. Поэтому она не была подходящим местом для молитвенного уединения.

Во-вторых, хронология предшествующих событий (Мк. 8:22, Мк. 8:27, Мк. 9:2) говорит, что Иисус с учениками двигался на север к Ермону, а не на юг, к Фавору. Кроме того, как известно, Преображение было кульминационным моментом в земном служении Иисуса Христа. Именно с горы Преображения началось Его восхождение на Голгофу.

Логично предположить, что путь на Голгофу (на юг) начинался с самой северной точки Израиля (горы Ермон). Наконец, в Евангелии от Марка (Мк. 9:30) сообщается, что после Преображения Иисус с учениками проходили Галилею, что также говорит в пользу горы Ермон, а не Фавор.

Праздник всегда выпадает на время строгого Успенского поста, однако ради большого торжества на трапезе разрешается рыба.

В народной традиции Преображение называют вторым Спасом (первый — медовый) или яблочным Спасом. Почему яблоки? Традиция берёт начало в греческой церкви. Вторая половина августа — время сбора винограда, из которого делают вино для Евхаристии.

Гроздья приносят в храм для освящения в благодарность Богу за урожай. В России, где виноград не такая распространенная культура, принято освящать яблоки, которые в центральных районах страны поспевают именно к этому сроку.

Существовала благочестивая традиция, а иногда и запрет, — не вкушать плоды нового урожая до их освящения. Однако придавать слишком большое значение этим запретам, как и самому чину освящения плодов не стоит.

Важно понять, что плоды приносятся в церковь  не только  для освящения, но  и в качестве пожертвования в знак благодарения Богу, а не для того, чтобы  все освящённые плоды унести  из храма!
Заметим, что до революции существовала традиция в больших количествах раздавать их бедным и больным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *