14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — начало нового церковного года. Последним праздником, завершающим год, является Успение Пресвятой Богородицы, а первым праздником нового года — Её Рождество.
Традиция берёт своё начало ещё в Ветхом Завете, когда Бог повелел каждый год особо праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу.
Именно в этом месяце начали убывать воды потопа, и Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святой пророк Моисей сошел с горы и принес новые скрижали Завета.
В этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и туда был внесен Ковчег Завета. Есть и другие указания в Ветхом Завете о значении седьмого месяца (нынешнего сентября), в соответствии с Библейской хронологией о сотворении мира в марте месяце.
На Руси Новолетие как церковно-государственный праздник стали отмечать с конца ХV века. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем … и проповедовать лето Господне благоприятное».
Указом Петра I c 1700 года гражданский новый год начали отмечать 1 января. Тем не менее, церковное новолетие осталось в прежней дате.
А в 1918 году большевики волевым решением ввели в стране григорианский календарь.
Примечательно, что юлианский календарь ориентирован на движение Солнца относительно звезд, а григорианский — на положение Солнца относительно Земли, то есть, юлианский календарь ориентирован на небо, а григорианский — на землю.
О многом говорит и тот факт, что Коперник, будучи католическим монахом, не признал григорианский календарь, т.к. не счёл его более точным, чем юлианский.
Кроме того, на I Вселенском Соборе именно по юлианскому календарю, по которому жила тогда Римская империя, была составлена пасхалия, которой Православная Церковь пользуется до сих пор.
По ней православная Пасха всегда бывает после иудейской и никогда с ней не совпадает — в отличие от Пасхи по григорианскому календарю. По церковным канонам, утвержденным до разделения Церкви, запрещено праздновать Пасху в один день с иудеями или раньше них.
Поэтому Православная церковь остаётся верной и юлианскому календарю, и указаниям Ветхого завета относительно месяца сентября. Верность Слову Божию от создания мира и до сего дня – отличает Православие, как истинно спасительную веру, сохраняющую смыслы и традиции во всей их полноте.