Преображение Господне — обрести Свет и… не потерять его

«Каждый год в золотой лазури августа Церковь от имени всего помраченного творения говорит: «Господи! Хорошо нам здесь быть», и радуется свету, и обновляется им, и сама становится этим светом», —  наверное трудно сказать лучше протопресвитера Александра Шмемана о празднике Преображения Господня.

Праздник в народе называют Яблочным Спасом. Но может ли традиция освящения плодов нового урожая заслонить главное значение Преображения, которое мы ежегодно отмечаем 19 августа?

Евангелие говорит нам: Господь вместе с тремя ближайшими учениками поднимается на высокую гору, и там преображается, изменяется внешне настолько, что апостолы, не в силах вынести сияющего света, падают ниц в священном трепете.

Вместе со Христом ученики видят великих пророков Моисея и Илию, которые о чём-то разговаривают с Ним. На мгновение чудесное облако скрывает от глаз встречу на вершине Фавора, и слышится голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Что важно? Господь преобразился во время молитвы, а перед тем вместе с тремя учениками приложил немало усилий, чтобы добраться до вершины высокой горы.

Это большой урок для нас — нужно отрываться от суеты мира сего: подниматься на высокую гору, прилагать усилия, трудиться и, вскарабкавшись на гору, приступать к молитве.

Святитель Димитрий Ростовский понимает под этим образ богомыслия: «Возноси ум свой, христианин, от земли к небу, от настоящего к грядущему, от пристрастия к земному к желанию небесного, тогда познаешь <…> как сладостен сладчайший Иисус, как радостна любовь Его, и насладишься Его Божественными откровениями».

Как бы от имени всего человечества воскликнул на Фаворе апостол Пётр: «Господи! Хорошо нам здесь быть!». Ученики предлагают соорудить три палатки — для Христа, Моисея, Илии — и остаться там. Царствие Небесное, преображённый мир, потерянный рай приоткрылись,— и захотелось остаться в нём навсегда!

Но, о чём говорит Христос с великими пророками? Осенённые небесной славой, они беседуют о том, что скоро Богочеловек войдёт в Иерусалим, и там потерпит предательство, суд, страшное поругание и Крест.

Открывается ещё один урок Преображения. Мы взошли на гору, удостоились счастья приблизиться к Богу и хотим остаться в таком блаженстве навсегда, но нет. Разговор идёт о предстоящем жертвенном подвиге Христа.

Будем помнить об этом! Здесь, в этом мире, никогда мы не сможем жить совсем без скорбей. Да это и невозможно. На земле ещё властвуют боль, страдание и смерть. И разве можем мы, видя это, оставаться спокойными, не переживать за близких, не плакать о себе? Нет, любовь не может позволить нам это. Тот, кто любит, всегда плачет за того, кого любит.

И вот, вкусив блаженства, спускаемся мы с Фавора вниз — к терактам, болезням, пьянству и распущенности, гордости и неверию. И наша обязанность — принести в мир скорби и греха частичку света. Донести свечу, не погасив огонёк. Явить измученному человечеству Христа.

То есть спуститься с горы внешне, но не внутренне. Продолжать как можно дольше жить той радостью, миром и уверением, которые подарил тебе Бог. Принять ценности небесные, и отвратиться от ценностей земных. Именно поэтому тоскует человечество, именно этого подспудно ищет, и не может найти.

А мы — христиане — способны поделиться Светом с каждым встречным на дороге жизни. Только для этого нужно опять же трудиться, молиться, возносить ум к Богу — чтобы в борьбе со своим внутренним ветхим человеком одержать победу.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *