Св. Ефрем Сирин
Иногда мы сами даем на себя стрелы нападающим на нас, когда ведем себя слабо и неосторожно. Когда небоязненно устремляем глаза свои и смотрим на то, что не должно.., когда склоняем слух свой к нелепой молве и развращенным песням, — не причиняем ли себе вреда? Подобным образом если оскверним уста свои пересудами и сквернословием и не обуздываем языка своего…, а также раздражаем обоняние мазями и благовониями, руки свои бесчинно налагаем на что не подлежало, ноги заносим на путь не прямой, — если делаем все это, то как будем в состоянии воздать Господу драхму целомудрия, не уровняв даже лица земли воздержанием и мужественными трудами? …
* * *
Не живи в одном доме со злоречивыми, потому что злоречивые царства Божия не наследуют, не сдружайся никогда с еретиками, не ешь и не пей с ними, не будь сопутником им в дороге, не входи ни в дом, ни в собрание их.
Не имей ни с кем вражды, если можно, даже на один час. Никогда не засыпай, имея с кем-нибудь вражду, чтобы ночь не разлучила вас друг с другом и чтобы тебе не подпасть неумолимому осуждению. Бог не приемлет молитвы от того, кто ненавидит ближнего своего. Остерегайся составлять зелия, ворожить, гадать. Не переставай молиться, когда можешь, открыто, а когда не можешь, молись умом – где бы не находился ты : пашешь ли в поле, идешь ли дорогою, пасешь ли овец, сидишь ли дома, — не оставляй молитвы.
Св.праведный Иоанн Кронштадтский
Грех быстр, как молния и может заразить душу, не бодрствующую, в одно мгновение своим пагубным ядом, но внимающему непрестанно и имеющему в сердце страх Божий он не причинит вреда, ибо такого охраняет благодать Бога и св. Ангел-хранитель.
* * *
Прежде чем человек согрешит явно, в нем бывает тайное брожение греха или какой-либо страсти, неприязни, блуда, зависти, непокорности и, чтобы не согрешить явно, надо бороться с грехами тайно и с молитвой и Божией помощью побеждать их.
* * *
Не живет Господь в том сердце, в котором царит жадность, пристрастие к земным благам, к деньгам и проч. В том сердце живет жестокосердие, гордость, высокомерие, злоба, мщение, зависть, скупость, суетность, тщеславие, кража, обман, лицемерие и притворство, хитрость, ласкательство и пресмыкательство, блуд, сквернословие, измена, клятвопреступление.
* * *
Разве человек только ходячая кухня или самодвижущаяся дымовая труба, каковым по справедливости можно уподобить людей объедающихся и непрестанно курящих? Объедение пригвождает нас к земле и обсекает у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах..жили умом и сердцем в небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости.
* * *
Пресыщение уносит из сердца веру и страх Божий: пресытившийся не чувствует сердцем присутствия Божия, далеко от него сердечная теплая молитва.
* * *
Сердце в одну минуту может измениться несколько раз к доброму или к худому, к вере или неверию, к простоте или к лукавству, к любви и ненависти, к доброжелательству и зависти, к щедрости и к скупости, к целомудрию и блуду. О, какое непостоянство! О, сколько опасностей! О, какое нужно трезвение и внимание к себе!
* * *
Одна из немощей человеческого духа – косность и леность к познанию истины, особенно истин веры и благочестия. Чему всего коснее и ленивее обучаются юноши и даже взрослые старцы? Истинам веры и благочестия.
* * *
Есть грех рассеянности, которому мы все сильно подвержены; не надо его забывать, а каяться в нем; мы предаемся рассеянности не только дома, но и в церкви. Виновник рассеянности – диавол и многоразличные пристрастия наши к житейскому, земному, причина ее –маловерие; средство против нее – усердная молитва.
* * *
Пустые речи или, как говорят, переливание из пустого в порожнее, уносят из сердца живую веру, страх Божий и любовь к Богу.
* * *
Кто заражен гордостью, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны.
* * *
Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание. Тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти, тот слеп и не видит отношений между причинами и последствиями дел.
* * *
Все грехи и страсти, брани и свары суть истинно болезни душевные… — пожар души, великий огонь, свирепствующий внутри, огонь, выходящий из адской бездны. Его надо тушить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы м других страстей. «Прощающе друг друга, яко же и Бог во Христе простит есть вам». (Ефес.4.32)
* * *
Грех закрывает сердечные очи: вор, блудник, среборолюбивый, объедало, пьяница думают, что они утаиваются со своими пристрастиями. «Наг есть и скрыхся» (Быт.3.10) . так говорит своими делами всякий грешник, скрывающийся от вездесущего Бога. Но Бог видит и судит.
* * *
Видеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности, — действительно есть дар Божий, подаваемый вследствие усердной молитвы.
О покаянии.
Тебе томно и тоскливо – поищи в душе своей, нет ли в ней какого греха, покайся искренно во всем, что найдешь за собою худого, омерзи всякий грех, страсть, всякое пристрастие – тогда душа твоя умирится и возвеселится.
* * *
Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем, обычаем или лицом исповедующим.
* * *
Каяться – значит в сердце чувствовать безумие, виновность грехов своих , значит сознавать, что оскорбили ими Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и гнушающегося грехом, значит всей душою желать исправления и изглажения их.
* * *
Покаянию помогают сознание, память, воображение, чувство, воля. Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевным. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения называется лицемерным… « царство небесное силою берется» (Мтф. 11. 12). Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная.
* * *
Кто привыкнет давать отчеты о своей жизни здесь, тому не будет страшно давать ответ на страшном суде Христовом. …Чем дольше не каемся, тем хуже для нас самих, тем запутаннее узы греховные становятся, тем труднее давать отчеты… Чем искреннее исповедь, тем спокойнее будет на душе. Грехи – тайные змеи, грызущие сердце человека и все его существо …, грехи – духовная тьма.
Св. Ефрем Сирин
Прими совет, который для тебя, грешник, животворен и послужит к очищению души твоей и тела. Бог наказывает непреклонных грешников и не допускает погибать благопокорных. Спеши, молись, спасай себя. Господь готов на милость и скор на помощь. Он не медлит избавлением, дает просящим, снабжает скудных, наделяет нуждающихся, не гневается на падших, не отказывает ищущим, простирает руку, чтобы спасти домогающихся спасения. Приступи же к Спасителю, Который исцеляет всех припадающих к нему с покаянием и с совершенной верой. Если ты пал – обратись, молись, проси, умоляй о спасении Того, кто желает дать и может спасти. А спасшись, не теряй приобретенного, загладь грех… не впадай в тину, от которой только что отмыл тебя.
* * *
Без лености и нерадения умоляет всякий Господа о щедротах, и Господь ответит ему с искренней любовью. И блудница толкнула в дверь покаяния и получила от милосердного Господа прощение грехов своих. Ни один грешник да не впадет в отчаяние: впал в отчаяние Иуда и изринут из сонма Апостолов. Если бы не позаботилась бы о себе блудница, то не очистилась бы от грехов своих, поэтому если и мы, подобно ей, приложим старание, то удостоимся также прощения.
* * *
Блажен, кто исправил себя покаянием и жизнью своей умилостивил Господа! Переселяясь из мира, успокоится он в царстве, в пристани святых, избавится от суда и страшных мучений, ожидающих сатану, осужденного навеки. Блажен, кто непрестанно со слезами взирает на беззакония свои и не услаждается помышлением о гнусных делах, совершенных в этом мире! Он войдет в чертог радостей и насладится там блаженством с сонмами праведных и святых в новом, непреходящем мире.
* * *
Притеките к покаянию, грешники, потому что мир наш цветет недолго и близок конец его. Блаженны кающиеся. Суд ожидает грешников, которые не совершили праведных дел. Если будешь судить по правде, Господи, то кому можно оправдаться на суде? Не будем возлагать надежду на богатство и на достоинство, не избавят они нас от смерти и от вечного огня. Надежда наша будет на Бога, в руках Которого и смерть наша, и жизнь наша.