Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской в этом году отмечается в воскресенье, 5 февраля.
Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918. В последующие годы советской власти эту память возможно было отмечать лишь тайно.
И только весной 1992 года Синод Русской Православной Церкви в установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века 25 января(ст. стиля или 7 февраля н. ст.) если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает — то в ближайшее предстоящее или последующее воскресенье. С 2013 года праздник именуется Собором новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Только в этот день совершается память святых, имена и дата смерти которых неизвестна.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершается поимённое включение новых святых в состав уже прославленного Собора на основании исследований, проведённых Синодальной Комиссией по канонизации святых.
В сонме мучеников и исповедников, пострадавших за веру Христову, немало и наших земляков, в том числе и безымянных. А вот имя священномученика Николая Попова, что в Верхнем Гнутове поминается в храмах на каждой литургии.
Священник Николай Попов принял мученическую кончину от большевистской власти на Волго-Донской земле в 1919 году. Был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в 2006 году.
Царицынский священник Иаков Горохов, расстрелянный в застенках Царгубчека в 1921 году, канонизирован Русской зарубежной церковью еще в 1981 году.
Осенью 1918 года одной из мест временного заключения «буржуев», стала баржа, стоящая у берега речки Царицы напротив дома Голдобина. Здесь находился, например, знаменитый царицынский купец, основатель храма св. великомученицы Параскевы Василий Фёдорович Лапшин, избиравшийся в 90-е годы XIX века городским головой, заложивший на Горной Поляне Лапшин сад — место отдыха горожан, участвовавший в постройке первого водопровода в нашем городе.
В 1918 году ему исполнилось 85 лет, но этот возраст не остановил чекистов. Рабочие просили отпустить его с баржи, поскольку относились с большим уважением к этому человеку. Вскоре после освобождения Василий Фёдорович скончался: он заболел гриппом (в Царицыне была эпидемия испанки, как тогда называли эту болезнь) и ослабевший организм не выдержал.
В предстоящее воскресенье верующие в храмах будут молиться в храмах «о всех, явленных и неявленных» новомучениках и исповедниках российских, верой и правдой служивших Церкви и своему Отечеству.