С недели о мытаре и фарисее начинается период подготовки к Великому посту, который заканчивается в Прощеное воскресенье. Напоминаем, что неделей на Руси называли воскресенье — день недели, а не привычный нам сейчас период в семь дней.
Первая подготовительная неделя наступает в этом году 5 февраля, в воскресенье, которое носит название «Неделя о мытаре и фарисее». Подготовительный период включает в себя три седмицы и четыре воскресных дня: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде и Неделя Адамова изгнания ( Прощёное воскресенье) —26 февраля.
Великий пост в 2017 году начнётся 27 февраля и завершится 15 апреля.
Светлое Христово Воскресенье — Пасха — в этом году приходится на 16 апреля.
Кто же такие мытарь и фарисей и почему мы вспоминаем о них накануне поста?
Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия, — это те короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом.
В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это принадлежность к правящей партии, верхушке тогдашнего общества и государства
Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю».
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному!». Говорю вам, — заканчивает Христос эту притчу, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
В этой притче Христос противопоставляет гордыню и смирение, ясно указывает путь спасения и в то же время не отвергает праведности фарисея. И готовясь к Великому посту, мы, очевидно, должны понять для себя простую истину: из храма нужно унести чувство мытаря, а жить, как фарисей, по всем правилам, соблюдая все нормы.
В то же время не гордиться, внимательно себя изучать, не только умом понимать, что грешнее всех, но трезвея в духовной жизни, принимать свою немощь, вглядываясь в Христа, понимая, что без Него ничего не могу. И это та точка, в которой человек становится сильным.
Предстоящая седмица по церковному Уставу – сплошная, т.е. нет поста в среду и пятницу и нет ограничений в продуктах.