Конференция на тему «Миссионерское служение в современном приходе», заявленная в рамках VIII Царицынских Рождественских чтений Волгоградской епархии, прошла 14 декабря на базе Богоявленского прихода г. Волгограда. Организатором выступил руководитель миссионерского отдела епархии настоятель прихода протоиерей Александр Сазонов, провел встречу руководитель информационно-издательского отдела иерей Сергий Савинков. Участниками конференции стали священнослужители и миссионеры всех трех благочиний города.
По мнению благочинного Второго волгоградского благочиния иерея Алексия Зимовца, тема конференции обнажила ряд проблем, с которыми сталкиваются все, кто призван заниматься миссионерской работой.
Представленные доклады содержали столько наболевших проблем, что после первого же выступления о регламенте никто не вспомнил – завязалась острая дискуссия по наиболее важным вопросам миссионерской деятельности.
А именно: как, развивая социальное служение Церкви в делах милосердия, помощи нуждающимся, не потерять главную ее цель — апостольской проповеди о Христе, о необходимости покаяния, исправления жизни? Об актуальности такой проповеди свидетельствует сама ситуация в современном обществе — с его разворотом преимущественно в сторону материального, с падением нравов, культуры поведения, потерей чувства ответственности за свои семьи, детей, с распространением разного рода сект, ересей, в том числе неоязычества и оккультизма.
То есть, если с вопросом – кто виноват? — все более или менее ясно: безбожное воспитание нескольких поколений россиян, смена общественной формации от социализма к капитализму, вольные и порой далеко не объективные трактовки исторических событий, свобода, от которой у людей при отсутствии крепких духовных основ, что называется, «сносит крышу», то вопрос — что делать? — нередко ставит в тупик даже опытных богословов.
Тем не менее, в ходе обсуждения темы прозвучали предложения, реализация которых, как считают их авторы, поможет нашим современникам, особенно молодежи, открыть для себя глубину православного христианского вероучения, узнать о людях, которые всей своей жизнью показали верность Христу и Церкви, переосмыслить свое отношение и к русской истории, и к себе самим.
Так, игумен Христофор (Казанцев), руководитель. Отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии, рассматривает конкретный проект на примере близких к нам по времени святых — новомучеников и исповедников российских, а также истории Соловецкого монастыря, в стенах которого многие из них претерпели заточение, истязания и смерть, а ныне здесь возрождается монашеское служение. По мнению инициатора проекта, история, подкрепленная общением с живыми носителями веры, чьи труды, молитвы и быт уже являют собой миссионерскую проповедь о Боге, — наиболее верный путь к сердцам молодых людей.
Важным, по мнению многих участников конференции, является диалог с молодежью, занимающейся в различных спортивных организациях, клубах и секциях. Бытующее еще с советских времен, ставшее расхожим, выражение «В здоровом теле – здоровый дух» является ложным посылом, не имеющим ничего общего с реальностью. Очень здоровый, физически крепкий человек, лишенный духовно-нравственного стержня, легко может стать преступником, а люди со слабым здоровьем, а то и вовсе инвалиды, нередко показывают величие духа своим оптимизмом, верой и добрыми делами.
Протоиерей Вячеслав Жебелев считает, что серьезным камнем преткновения для современного человека, впервые переступающего порог православного храма, является непонятный ему церковно-славянский язык богослужения. Он предположил, что если бы в сегодняшней России нашелся поэт, талантом равный Пушкину, который сумел бы переложить богослужебные тексты на столь же возвышенный, но понятный нашим современникам язык, число православных верующих людей значительно бы возросло.
Тревожную тенденцию в обществе — обращение к неоязычеству — обозначил миссионер от Иоанно-Предтеченского храма. Распространяемая в социальных сетях и нацеленная в основном на молодое поколение новомодная языческая религия, не имея по сути никакой положительной догматики, фактически базируется на ненависти к христианству, а поэтому разрушительна и по отношению к духовно-нравственным традициям православия, и по отношению к общечеловеческим принципам морали, основанным на христианских ценностях. А это уже угроза не только каждой отдельной личности, но и в целом нашему государству с его многовековой историей, неразрывно связанной с православием.
Подводя итог, участники конференции пришли к общему выводу о том, что миссионерское служение православной Церкви в современных условиях, наряду с укреплением внешних связей, взаимодействием с образовательными и досуговыми учреждениям, воинскими частями, спортивными секциями и клубами, в первую очередь заключается в том, чтобы и пастыри, и прихожане вели истинную христианскую жизнь, свидетельствуя о Христе доступными средствами – не только словом, но и своим поведением, теплотой отношений, искренней заботой о ближних, участием в делах милосердия.