Вода живая, текущая в жизнь вечную

5th_week_after_easter01Проповедь в неделю о самаряныне

Во Имя Отца и Сына и Св. Духа! Христос воскресе!

Пятое пасхальное воскресенье, братья и сестры, называется неделей о самарянке. И это само по себе уже очень интересно. Дело в том, что в евангелии, которое мы слышим сегодня на Божественной литургии, передается диалог Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой, и этот диалог полон тонких Божественных откровений – о живой воде, то есть о благодати Святого Духа, о том, что Бог есть дух и о поклонении Богу в духе и истине, о свидетельстве самого Иисуса, что Он есть Мессия-Спаситель. Но это воскресенье все-таки получает наименование не этих откровений, а носит имя той, кому они были возвещены – обычной женщине, более того, женщине невысоких нравственных качеств.

Господь с учениками шел из Иерусалима в Галилею. Путь был дальний и Христос сел отдохнуть у колодца, вблизи самарийского города Сихарь, а ученики отправились в город купить еды. К колодцу подошла женщина-самарянка с водоносом, чтобы набрать воды. И Иисус попросил ее дать Ему напиться. Самарянка удивилась этой просьбе, так как узнала в Нем иудея, а иудеи с самарянами совсем никак не общались, и спросила: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки?» (Ин. 4. 9). Ответ Господа Иисуса поразил ее: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4. 10). Под живой водой, конечно, Господь подразумевает благодать Божию, благодать Святого Духа.

В книгах ветхозаветных пророков действие духа Божия на душу человека часто сравнивается с водой. Но даже богословски подкованные самаряне этого знать не могли, поскольку они признавали только пятикнижие Моисея. Тем более этого не могла знать обычная женщина. Она подумала, что этот Незнакомец может ей дать такой источник, что отныне не потребуется ходить так далеко к этому колодцу. Иисус видит, что женщина не понимает, и велит ей, чтобы она привела сюда своего мужа.

Ее изумление доходит до апогея, когда Иисус являет Божественное всезнание, и говорит, что у нее было пять мужей, а тот, которого она имеет ныне, не муж ей, то есть сожитель. И вот тут, наконец, открываются ее духовные глаза, и она видит в своем Собеседнике не простого человека, а пророка. И она не упускает момента выяснить спорные богословские вопросы – где покланяться Богу – в Иерусалиме или на священной для самарян горе Гаризим. Господь отвечает ей необыкновенными для людей того времени словами о том, что истинные верующие будут поклоняться Богу в Духе и истине и заканчивает Свою глубочайшую беседу с самарянкой тем, что прямо называет Себя Мессией, то есть Христом-Спасителем.
samaryanka1
Женщина так взволновалась этой беседой, что она оставила ведра и побежала в город, чтобы рассказать его жителям о необыкновенном прохожем Иудее, который знал всю ее жизнь и назвал Себя Мессией. Жители города на удивление быстро откликаются на ее слова и после беседы со Христом упрашивают Его остаться у них хоть на пару дней. Давайте отметим, что Христос не творит тут никаких чудес, как в Иудее и Галилее, и там иудеи не принимают его, а самаряне, язычники, видят в нем Спасителя только после одной беседы.

И вот здесь нам становится понятно, почему сегодняшнее воскресенье называется в честь той самарянки. Бог стал человеком, чтобы спасти человека. Бог явился на земле не для того, чтобы люди стали воздавать ему должные почести, а чтобы Себя Самого отдать людям. Вспомним, с чего началась беседа с женщиной: «Я дам тебе дар Божий», — говорит Господь. Наш Бог – это Бог дающий, а не принимающий. Многих людей отталкивает от религиозной, духовной жизни взгляд, что они что-то должны Богу – молиться, поститься. Но это не так. Бог ни в чем не нуждается, напротив – он дарит. Его дары для всех, Его голос обращен ко всем: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7. 37), «Я пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Одно только условие – покланяться Богу нужно в духе и истине.

Ценность этого диалога с самарянкой не только в том, что он содержит богооткровенные истины, а в том, что ведется он не с выдающимися богословами современности, а с обычной женщиной, да еще и язычницей, да еще и прелюбодейкой. Даже ученики удивились, что их Учитель разговаривает с женщиной. Всё потому, что Он – Спаситель. Он пришел не к праведным, не к тем, у кого в жизни «всё о-кэй», а к тем, кто себя чувствует гибнущим. И Он ничего не требует от спасаемых – что можно требовать от человека, который находится в беде? Только чтобы он не унывал и надеялся на спасение. Бог не требует от нас молитв и постов – это нам они нужны для защиты от внутреннего и внешнего зла, для того, чтобы стать достойными бесценного дара Божьего: живой воды – благодати Святого Духа.
Аминь.

Иерей Алексий Зимовец.

14 мая 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *