В единстве народном и под кровом Заступницы Усердной

Казанская икона Божией Матери – один из самых известных и почитаемых образов Богородицы.

Празднование, которое совершает Православная церковь  4 ноября, обращает нас к трагической странице истории России – Cмутному времени.

Начавшееся в 1584 году со смертью царя Иоанна Грозного. это время было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы.

«Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх из заточения. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.

В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны  —  делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Твёрдая вера в то что, благодаря именно иконе Казанской Божией Матери  одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении Москвы и России от поляков в 1612 году.

Как государственный этот праздник существовал вплоть до 1917 года.
Таким образом, День народного единства, который в новой России отмечается с 2005 года, по сути не новый праздник, а возвращение к старой и очень нужной сегодня традиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *