Слово в Неделю святых жен мироносиц ( в сокращении)

Седмица, которую мы сейчас празднуем, именуется Неделей святых жен мироносиц, потому что минувшее воскресенье посвящалось памяти святых жен, которые за свою любовь Спасителю, прославлены Им. Святые жены мироносицы на деле явили, что они свое назначение, которое предопределено женскому полу, в совершенстве исполнили, за что и были прославлены и причислены к лику святых. Поэтому сейчас, когда идет Неделя святых жен мироносиц, я позволю себе слово назидания о назначении женщины по учению христианскому.

Никто не будет оспаривать истину, что на дела всего человеческого рода — и добрые и злые — большое влияние оказывает женский пол. Творцу не было угодно даровать женщине власть, которая с принуждением подчиняет слабого сильному, но Богу было угодно даровать женщине влияние, благодаря которому и сильный покоряется я слабому, но покоряется, не чувствуя этого, без всякого принуждения!

О том, что женщина имеет большое влияние на судьбы и нравы человеческие свидетельствует и вся история народов и Священное писание. Кому не известно, как разное положение женщины в обществе резко отличает варварские народы от образованных, древние века от средних, средние от новейших? Ведь при посредстве женщины растление вошло в первый мир и при посредстве Той же Женщины в мир явился Спаситель. И Святой Дух в Книге притчей под образом двух жен ясно показывает два направления человеческого рода: одно направление благочестия и благоразумия, другое – разврата и безумия.
Так что влияние женщины на человечество только тогда будет благотворно, когда женщина станет жить сообразно со своим назначением.

Каково же назначение женщины?
Кроме общечеловеческого назначения: прославлять добрыми делами своего Творца, женщина имеет свое частное назначение, отличное от назначения мужчины. Обратимся к Слову Божию, которое обо всем судит истинно.. На первой странице Книги Бытия мы встречаем изречение, показывающее общее назначение человека : «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» ( Быт.1.26). И вслед на этим другое, которое относится именно к женщине, к ее назначению: «Не добро быти человеку едину, сотворим ему помощника по нему» (Быт.2.18). Господь творит жену, подругу для первого человека и она своим живым участием, своей любовью, своей добротой делает его блаженство в раю совершенным, полным.

Это то, другое «я», которое искал Адам, но отличное от него. И призвание женщины есть любовь. Этому призванию соответствует и место, предназначенное женщине Самим Богом. Это место не унизительное для нее, она не ниже мужа. Она – помощница, подобная ему, равная ему, и только при этом условии равенства она может оказывать ему помощь, в которой он нуждается. Но в то же время место ее второстепенное, потому что женщина создана после мужа и для мужа.
Взятая от мужа, она становится уже костью от костей его и плотью от плоти его, она настолько тесно соединена с мужем, что муж уже не может унизить ее, не унижая при этом самого себя. Таково назначение женщины при сотворении ее Творцом.

Изменилось ли назначение женщины после греха, который так глубоко потряс все творение Божие?
Сатана начинает свое обольщение с женщины и потом ее же употребляет в качестве орудия для совращения мужа. Сатана знал, что он вернее подействует на жену, т.к. она слабее мужа, и через нее он вернее подействует на мужа, потому что она имеет на него влияние. Таким образом совершается грех.

То нежное влияние, которое было дано жене Творцом, она употребляет на совращение мужа, и за то добро, за жизнь, которую она получила от него, она воздает ему грехом и смертью. Вот за это забвение любви Господь наказывает женщину тяжелыми страданиями во время родов. За забвение своей зависимости от мужа Господь унижает ее положение – она получает двойную зависимость от мужа, даже впадает в подчинение.
И с этого момента начинается страшная борьба между добром и злом в основе общественной жизни – в семье.

Грех потряс семейный быт, разрушил Богоустановленный порядок взаимных отношений мужа и жены. Муж вместо того, чтобы смиренно нести свое наказание и этим искупить свой грех и восстановить нарушенный семейный порядок, старается избавиться от трудов и забот, которое возложены на него Правосудием Божиим за его вину, старается эти заботы возложить на плечи жены, а за собой оставляет только право приказывать и господствовать.

Жена же вместо подруги сначала делается работницей, а потом и рабою мужа. Она тоже желает освободиться от рабства, и начинается борьба деспота с рабою. Стремясь освободиться от ига рабства и взять власть над мужем, но, не имея на это ни сил, ни способностей, жена прибегает к хитрости и лукавству. Возникает зло в семье, нарушаются взаимные отношения.

Милосердный Господь, видя этот беспорядок в семейном быту, нарушение равновесия между полами, устраивает средство для избавления от этой болезни. От Девы родится Примиритель, Который должен разрушить дела диавола, и Семя жены должно поразить главу змия. Святая Дева в силу своей любви и смирения принимает в себя Бога, воплощает Его и возвращает мужу даже больше того, что он потерял через первую жену. А жену освобождает от рабства, но не путем восстания против мужа, а любовью и смирением. Таким образом, черты, которыми была украшена Святая Дева Мария, да явятся примером для каждой женщины-христианки.

Святая Церковь в христианском браке указывает на те же добродетели мужу и жене.
Жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа, и в силу этой любви должна подчиниться мужу, но не из рабского страха, но именно в силу любви.
Когда мы кого-то любим, то дорожим каждым его словом и каждое его слово исполнить. И святые апостолы так же указывали на эти взаимные отношения мужа и жены, на взаимную их любовь, они писали: «Мужья, любите своих жен». Желая предостеречь жену от преобладания над мужем св. апостол Павел прямо говорит: «Жене господствовать над мужем не позволяю». Унижает ли это женщину? Нет.

Далее апостол Павел развивает мысль, что для женщины смиренное и скромное ее поведение как раз служит к ее величию, служит для успешного выполнения того назначения, которое уготовано ей Богом. А призвание женщины – любовь, которая дает ей самоотвержение и мужество, которые требуются ей в семейной деятельности. В семейном кругу способности женщины гораздо значительней способностей мужчины. Здесь проявляется вся доблесть ее души, высокие дарования, качества которые присущи только ей. Мужчина таких качеств не имеет.

А именно: практический взгляд на вещи, способность проникать в сердца людей, ее ежеминутное пребывание везде если не телом, то душой, ее проницательность, острота ее ума, способность сочувствовать всякому горю, нежность, мягкость, аккуратность в работе, даже во всякой мелочи, проворство в рукоделии, способность утешать, пробуждать уснувшую совесть — все эти способности присущи именно женскому полу.

И если такова природа женщины, это говорит о том, что ее призвание в любви.
Какое чувство берется за образец чистой любви, нежной и живой у всех народов? Любовь женщины, матери, которая не иссякает во всю жизнь. Поэтому любовь женщины, матери воспета всеми поэтами, писателями и всем миром. И даже Сам Господь взял любовь женщины к своему ребенку за образец любви к избранному Им израильскому народу. «Если, — говорит, — забудет жена свое отроча, то Я не забуду тебя».
Как видим, назначение и призвание женщины в любви и доброделании.

Но это назначение в настоящем естественном своем положении женщина не может вполне исполнить.
Потому что грех извратил всех,, сатана успел посеять плевелы в сердце женщины, и то доброе, что было в ее душе при сотворении, извращено или утратило силу. Вместо деятельности она получила суетливость, вместо нежности – кокетство, интриги и прочие пороки. И Священное Писание подтверждает эту мысль. Говоря о достоинстве женщин, оно в то же время указывает и на их отрицательные стороны. Премудрый Соломон в своих книгах образно изображает пороки худых женщин – и болтливых, и пустых. И сварливых. И злых, и глупых, и пьяниц, и развратных и т.д.

Священное Писание дает нам множество примеров, как женщины отрицательно влияли на судьбу мира, на нравы общества. Через Еву грех вошел в мир, Ламех ( первый многоженец) через жен сделался богоотступником. Всемирный потоп стал следствием того. что сыны Божии, прельстившись дочерьми человеческими, навлекли на себя гнев Божий. Самсон потерял свою святость и силу через языческую жену Далилу.
Дочери ханаанские увлекли израильтян в грех, за что подверглись страшному наказанию в пустыни. Давид пал через Вирсавию. Соломон через иноземных жен стал идолопоклонником. В Новом завете Ирод через Иродиаду обезглавил Иоанна Крестителя. Через интриги иудейских женщин апостолы Павел и Варнава часто подвергались гонениям во время проповеди.

Мы видим, что горячее сердце женщины стало страстным, нежное сердце стало ревнивым, сердце мужественное стало слабым, сердце сострадательное — раздражительным. Под влиянием греха доброе сердце стало злым. И надо, чтобы добрые качества, которые женщина получила при сотворении, опять вошли в свою норму. Возвратить женщине то, что она имела, может только особая Божественная благодать, которая даруется человеческому роду через воплощение, крестные страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Поэтому женщина, если желает быть истинной женщиной, чтобы исполнить свое назначение, должна, прежде всего, принять Евангельское учение и не отходить от Христа Спасителя. Он показал в мире свою наивысшую любовь и глубочайшее смирение. А эти добродетели сродни женщине, потому что ее удел любовь и смирение. В этом будет ее величие и ее спасение. Аминь.
Архимандрит Кирилл
Троице-Сергиева Лавра. 1990 г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *