Пятое воскресенье после Пасхи — 2 июня — носит название «Неделя о самаряныне» и посвящено событию, описанному в 4 главе Евангелия от Иоанна.
Как бы случайная встреча, разговор у колодца — событие совершенно простое, почти будничное и в то же время наполненное множеством духовных смыслов, касающихся каждого из нас.
Христос вместе с учениками возвращался в Галилею через Самарию и остановился отдохнуть недалеко от города Сихем у колодца Иакова. Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды.
В этот момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него.
— Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? — удивилась Фотиния — именно так, согласно Преданию, звали самарянку.
Надо заметить, что религиозные представления самарян серьезно отличались от традиционной веры иудеев. Поэтому иудеи и самаряне на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.
Но Христос продолжает; — Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую..
— Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?
Иисус сказал в ответ: — Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
В продолжении диалога Господь даёт понять Фотинии, что знает о её далеко не благочестивой жизни. Тогда она называет, своего Собеседника пророком, но продолжает докапываться до истины:
— Знаю, что придет Мессия, то есть Христос и возвестит нам все.
На что Господь этой бесхитростной женщине отвечает прямо: — Это Я, Который говорю с тобой.
И она в душевной простоте и мгновенно возникшем доверии к Спасителю бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу и убеждаются в том, что Он подлинно Мессия.
Единственная встреча Христа и самарянки оборачивается для грешной женщины, её соплеменников и для всего мира встречей с Живым Богом, ибо здесь, у кладезя жизни временной, впервые забил для мира неведомый доселе источник Жизни Вечной.
Христос — Бог и Человек — пришел в мир взыскать и спасти погибшее. И первое семя евангельского слова Он сеет среди народа, не принадлежащего по своим верованиям ни к иудеям, хотя и ожидавшим пришествия Мессии, ни к язычникам.
Но для Христа Спасителя, и для Его учения нет ни эллина, ни иудея, нет ни раба, ни свободного, но есть человек, к сердцу которого обращена Его любовь. Своим Словом и любовью Он промыслительно обнимает всю землю и провидит века.
В своё время, через восемь веков эта Божественная любовь достигнет и северной земли воинственных россов, которые крепкой верой и сильной волей равноапостольного князя Владимира примут крещение в водах Днепра и станут народом Божиим…