Наступает Великая пятница — День Страданий и Смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Богослужение в храмах начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом.
Почему люди, недавно махавшие пальмовыми ветками и постилавшие одежды под ноги ослику, на котором ехал Иисус, теперь требуют Его смерти? Почему Понтий Пилат, римский чиновник, пытавшийся оправдать Христа, все же пошел на поводу иудейских старейшин и согласился казнить
Его?
Почему над Тем, Кто сделал столько добра, творил чудеса, исцелял, ободрял, дал людям надежду на прощение от Бога, — издевались, злобствовали, оскорбляли?..
На Божественную любовь человек ответил чёрной неблагодарностью…
Подумать над этими вопросами мы можем, придя утром в храм, на службу Царских Часов.
В середине дня (обычно – около двух часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы..
В этот день по Уставу Церкви вообще не положено вкушать пищу до завершения вечернего богослужения — утрени Великой Субботы с Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы.
В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.
Священники переоблачаются из фиолетовых постовых в белые праздничные одеяния.
Торжественная литургия Великой субботы призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота – и есть день покоя, когда Сам Господь почил. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет»…
Вместо «Достойно есть» – ирмос 9 песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына…»
О том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи(Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских.
Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, является одной из основ православного учения.
После литургии совершается первое освящение куличей, яиц и пасок. Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим и — жертвовать бедным.
Считанные часы остаются до полуночи, когда из алтаря сначала едва слышно, а затем всё громче зазвучит: «Воскресение твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех ..»