«Пречистый Храм Спасов… священное сокровище славы Божия…»

Введение во храм Пресвятой Богородицы, ежегодно отмечаемый 4 декабря, входит в число двенадцати великих праздников церковного года.

В его основе – апокрифические тексты  — «Протоевангелие Иакова» и  латинское евангелие псевдо-Матфея, которые повествуют о бездетных родителях Девы Марии Иоакиме и Анне.

Долгие годы они  молятся о даровании им дитя и обещают посвятить его Богу. Происходит чудо: под конец жизни у них рождается дочь.

Когда Марии исполняется три года,  родители торжественно. в сопровождении родственников и таких же маленьких девочек  приводят  её в Иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет.

Тексты предания говорят о том, что маленькая Мария легко взошла по пятнадцати высоким ступеням величественного храма, где её встретил первосвященник. Но что примечательно — ни в одном тексте не говорится о введении Марии во Святое святых.

Святое святых Иерусалимского храма являло собой присутствие Бога посреди Своего народа. На первый взгляд оно было совершенно пустым.

Ковчег Завета, который хранился во Святом святых Соломонова Храма, был утрачен во время Вавилонского плена. Когда Храм отстроили заново, во Святом святых Ковчега уже не было. Но, несмотря на видимую пустоту, Святое святых было заполнено «славой Божией».

В Святая Святых Иерусалимского храма входить имел право лишь один иудейский первосвященник, и только один раз в год — с кровью очистительной жертвы за грехи свои и всего народа.

Правила свято соблюдались иудейским народом, и нарушить их, введя непосвященного человека во Святое святых, не посмел бы ни один первосвященник под страхом немедленного наказания Божия!

Именно поэтому в апокрифах упоминания о Святом святых нет. Но эта идея присутствует в богослужебных текстах праздника Введения, а это говорит нам о другом, гораздо более важном.

Если учесть, что праздник стал известен с VIII века, можно понять, что к этому времени  сложились вековые богослужебные  традиции, а в богословии и христианском  учении уже давно и  глубоко осознано чудесное предназначение Девы Марии в Божием замысле  спасения  человечества.

Мария, ставшая Матерью Иисуса Христа, сама стала Святым святых. Слава Божия, наполняет Марию, так что Она Сама становится Храмом, который вместит в себя Сына Божия.

Не случайно в церковных песнопениях этот великий праздник называется предвестием Божия благоволения к людям и началом нашего спасения. С этого праздника в церкви начинают петь « Христос рождается!…»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *