Начался Великий пост, который в этом году продлится с 19 февраля по 7 апреля. Это особый период, который готовит нас к встрече главного события – праздника Пасхи. На первой неделе положен особенно строгий пост.
В первые четыре дня Великого поста в храмах на вечернем богослужении читается, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, которое настраивает нас и постепенно вводит в Великий пост, как время особой духовной борьбы и покаяния.
Начиная с этой недели и в течение всего Великого поста читается молитва преподобного Ефрема Сирина.
Короткая, но очень ёмкая по смыслу, она содержит важную мысль о цели подвига поста – освобождения от греховных наклонностей и привычек, которые препятствуют нашему движению на пути к Богу.
В субботу первой седмицы (недели) совершается память святого великомученика Феодора Тирона.
Святитель Феодор избавил христиан от гонений со стороны римского императора Юлиана Отступника, жившего в III веке.
Юлиан был язычником и, желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью.
Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел объявить христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а вместо этого пусть едят вареную пшеницу с медом (коливо, кутию). Поступив так, христиане не были посрамлены императором.
В память об этом чудесном явлении святого Феодора Тирона Церковь установила празднование и освящение колива в первую субботу Великого поста.
В воскресение первой седмицы церковь отмечает Торжество Православия.
В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в жестокие гонения и убийства иконопочитателей.
После церковного собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.
К XIV веку сложился особый чин Торжества православия, который был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.