В предстоящее воскресенье, 21 февраля, для православных христиан начинается подготовка к Великому посту, которая длится 3 недели, включая 4 воскресенья (на церковнославянском — Недели): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде и Неделя Адамова изгнания ( Прощёное воскресенье) — 13 марта. В этот день православные просят у всех прощения за причинённые обиды. Великий пост в 2016 году начнётся 14 марта и завершится 30 апреля.
Светлое Христово Воскресенье — Пасха — в этом году выпадает на 1 мая.
Первая подготовительная неделя наступает в 2016 году 21 февраля, в воскресенье, которое носит название «Неделя о мытаре и фарисее». В этот день Церковь напоминает, что трезвое видение своих ошибок и стремление исправить свою жизнь — это и есть путь к спасению, а гордыня — главный источник грехов и причина гибели.
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 9-14).
Эта притча ставит нас перед лицом человеческого и Божьего суда. Фарисей входит в храм и встает перед Богом. Он уверен, что имеет на это право: ведь его поведение до мелочей соответствует закону, который Сам Бог дал Своему народу.
Мытарь же ( сборщик налогов) знает, что он неправеден. Он нарушает Божий закон и использует его в своих интересах. Обманом или нагло, в зависимости от обстоятельств, он преступает человеческие законы и обращает их к своей выгоде, а потому его ненавидят и презирают другие люди. Придя в храм, он не осмеливается переступить его порог, потому что храм – это место Присутствия Божия, он страшится этой встречи. И тогда у него вырывается неизмеримо глубокая и искренняя молитва: “Боже, будь милостив ко мне, грешнику”.
Наряду с тем. что эта притча учит смирению, она побуждает христианина исследовать свою жизнь, взглянуть на нее с двух сторон: с одной – исполнения закона Божьего, т.е. установленных Церковью правил, с другой — образа истинного покаяния. Увы, окажется, что мало кто сможет утверждать, как фарисей, что в полной мере исполняет заповеди и тем более глубоко и искренне, как мытарь, кается с твердым намерением раз и навсегда отказаться от своих греховных привычек. Но впереди Великий пост, напоминает Церковь, время покаяния и исправления жизни.
Предстоящая седмица по церковному Уставу – сплошная, т.е. нет поста в среду и пятницу и нет ограничений в продуктах.