Предстоящее, четвертое перед Великим постом, воскресенье называется сыропустным. Оканчивается употребление «сырной» пищи: молока, творога, яиц, сыра.Самый долгий из многодневных постов — Великий пост — начинается с Прощеного воскресенья. Это первый шаг в Великому посту и именно в этот день у верующих есть обычай просить прощения друг у друга за все видимые и невидимые обиды и стремиться помириться с враждующими. Это прекрасный повод начать пост с доброй, чистой душой и сосредоточиться на духовной жизни.
В храмах в этот день совершается чин прощения в память о древней традиции египетских монахов, которые перед наступлением Великого поста до Пасхи расходились по пустыне, чтобы полностью отдаться молитвам. А так как в пустыне было много опасностей, то встреча перед постом могла оказаться последней, и монахи просили прощение друг у друга, как перед смертью. Со временем это стало традицией у всех верующих.
В этот день на литургии читается евангелие о прощении обид своим ближним, как непременном условии прощения Богом человеческих грехов. Все христиане испрашивают прощения друг у друга. «Бог простит», — отвечает тот, у кого просят прощения.
Этот день завершает масленую неделю, в течение которой шумят народные гулянья, пекутся блины. В храме св. великомученицы Параскевы после воскресной литургии состоятся традиционные проводы масленицы. Всех, кто придет в этот день в храм, ждут выступления воспитанников воскресной школы и чай с русскими блинами.
Но не будем забывать, что последний перед Великим постом воскресный день в православном календаре носит название «Воспоминание Адамова изгнания». На богослужении церковь вспоминает грехопадение и изгнание первых людей из рая. Преддверие Великого поста обычно настраивает верующих на подвиг борьбы с грехом, страстями, привычной многозаботливой жизнью которые отдаляют человека от Бога.
Душа православного человека предчувствует особую строгость предстоящей четыредесятницы, которая начнется уже в предстоящий понедельник особым строем церковных служб и чтением на вечерних богослужениях Великого покаянного канона св.преподобного Андрея Критского, который дает должный настрой душе человека на последующие дни Великого поста.