День за днём приближают нас к самому важному и ответственному периоду в жизни Церкви – Великому посту. Предстоит пройти непростое поприще ограничений, отказа от неполезных, а часто и просто вредных привычек, тем более страстей, греховных наклонностей.
В конечном итоге – очистить тело и душу от всякой нечистоты – терпением, покаянием, укреплением веры, чтобы достойно встретить главное торжество – Воскресение Христово.
Предстоящее воскресенье, 25 февраля – Неделя о мытаре и фарисее открывает подготовительный период к Великому посту. Он включает три седмицы, т.е. привычные нам недели, хотя само это слово означает — воскресный день.
О том, каким должно быть истинное покаяние, напоминает отрывок из Евангелия от Луки (Лк 18:10–14), который читается в этот день на литургии. Он повествует о довольном собою и своей праведностью фарисее и смиренном мытаре, считающего себя последним грешником, не смеющим даже глаза поднять на высоту Небесную.
Вся следующая седмица по Уставу Церкви является сплошной, т.е. отменяется пост в среду и пятницу. Наверное, для того, чтобы верующие не гордились своей праведностью, и в течение Великого поста со смирением, в меру своих духовных сил и телесного здоровья, соблюдали правила поста.
С этого дня обычный порядок служб дополняется песнопениями из Постной Триоди — сборника великопостных молитв. К примеру, сегодня вечером, на всенощном бдении накануне воскресенья впервые поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».
Воскресенье 3 марта — Неделя о блудном сыне. Евангельская притча этого воскресного дня повествует о покаянном возвращении согрешившего сына, которого отец принимает с любовью и прощением.
10 марта — Неделя о Страшном суде, которую ещё называют мясопустной, потому что на этой седмице включается запрет на мясную пищу.
17 марта — Неделя сыропустная. Прощёное воскресенье.
Это завершающий день Масленицы – седмицы, когда позволялись молочные, сырные, в также рыбные продукты.
18 марта начинается Великий пост, который продлится в этом году до 5 мая – Светлого Христова Воскресения.
Важно все эти воскресные дни провести в храме, постепенно настраиваясь на новую тональность и самих служб, и предстоящих 40 дней поста, которые меняют привычный строй обыденной жизни.