Есть в году день, когда в мире наступает беспредельная радость. Кажется, что небеса опускаются, и в них растворяется все земное. В едином порыве ликуют ангелы и радуются люди.
Причину этой радости более двух тысяч лет назад возвестил Ангел вифлеемским пастухам: «Благовествую вам, что ныне во граде Давидовом родился Сын Божий – Спаситель мира». Это событие положило основу спасения человечества воплотившимся Богочеловеком Иисусом Христом.
Согласно Евангелию, Пречистая Дева Мария и праведный Иосиф жили в Назарете, а в Вифлеем пришли, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись. Из-за множества людей Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега, а потому им пришлось искать убежище в небольшой пещере, где в плохую погоду обычно прятались пастухи. Там Мария и родила Сына Божия. Тогда ангел спустился с неба и сообщил пастухам, которые в этот момент не спали, что родился Бог. Пастухи первыми пришли поклониться младенцу.
В небе засияла Вифлеемская звезда. Ориентируясь на нее, в пещеру пришли трое мудрецов (волхвов), и принесли Богу подарки: золото, ладан и смирну. Золото символизировало царскую власть, ладан — волю Божию, смирна — судьбу пророка. Кстати, именно с тех давних времен пришла традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елки, а также дарить подарки близким.
По преданию звезда зажглась над Вавилоном в день Благовещения Божией Матери. За ней и последовали волхвы, то есть обладатели тайных знаний (астрономия и математика считались в древнем мире науками священными), знакомые с пророчеством Даниила.
Пришествие Христа совершилось в безмолвии и тайне: Вифлеем — образ мира — не узнал своего Спасителя. Мир, ожидавший Христа, создал себе другие образы Христа, как земного царя. Истинному Христу, который принес Божественный свет на землю, не оказалось места в этом мире. Вифлеем закрыл для него городские ворота. Иерусалим приготовил крест. До сих пор мир ненавидел и ненавидит Христа.
С Рождеством связано много народных традиций. Большинство из них признаются Церковью. Накануне, в Сочельник положен строгий пост. По благочестивому обычаю верующие не вкушают пищи до сумерек, т.е. до «первой звезды», причем, пища постная – сочиво: вареные овощи, узвар – напиток из сухофруктов.
Наряжают елочку, верхушку которой венчает восьмиконечная звезда – символ Вифлеемской. Свечи на елочке напоминают о неземном свете, исходящем от пещерки, в которой родился Иисус. Под елочку кладут коробки с подарками всем членам семьи. В домах и храмах сооружают вертеп – символическую пещерку с родившимся Христом и объемными фигурками людей, которые Его окружали.
Главное действо праздника – колядование, т.е. прославление Христова Рождества в народных стихах и песнопениях.. Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Раньше города мало напоминали нынешние мегаполисы, поэтому люди ходили от дома к дому и славили родившегося Христа, отчего их называли христославами. Тех, кто принес радостную весть в дом, одаривали сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.
В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих. Особенно этого праздника ждут дети. Обязательно нужно бывать на богослужении в храме.
Но есть традиции, которые Церковь категорически отвергает, как языческие. Например, гадания. Предугадывать будущее – грех, потому что этим человек отсекает участие Бога в своей жизни.
В любой момент Господь волен изменить ход событий.
Праздник Рождества Христова в отличие от светских праздников – той же встречи нового года, дает надежду на прощение грехов и спасение в вечности и потому имеет глубокий духовный смысл, дающий силы человеку с молитвой и верой.преодолевать самые тяжкие моменты жизни.
Во всех храмах совершаются особые с богослужения^ в канун праздника (Сочельник) и в ночь под Рождество. Подобно евангельским пастухам и древним мудрецам, верующие ровно в полночь торжественно встречают в храмах великий праздник Рождества Христова. Праздничные дни — Рождественские святки продолжаются в течение последующих десяти дней, по 17 января включительно.