Масленица: главное блюдо. И это не блины.

Ну а заодно разрушаем весь блинный миф
Принято считать, что Масленица – это древний языческий праздник, включенный Церковью в православный календарь.

Мол, по этой причине на Масленицу едят блины – это символ весны и солнца. Все бы хорошо, только блины стали важным масленичным угощением не раньше XIX века.

В «Домострое» (середина XVI века) читаем:
«А на масленицкой неделе ествы подают в столы. Хворосты, орехи, елцы, ядра, мисенное, шишки, сыры губчатые, молочи вареные, сыры сметанные сухие».

Блины здесь даже не упомянуты, хотя в остальном тексте они встречаются часто. Нет блинов и в описании масленичных блюд в «Словаре Академии Российской» (1789–1794), нет их и в «Записках и замечаниях о Сибири» (1837) Екатерины Алексеевны Авдеевой: «К Маслянице варят пиво и делают хво́росты; столы накрыты скатертями и уставлены конфектами, вареньями».

Собственно, блины появляются в ее же «Записках о старом и новом русском быте» (1842) как символ масленичных гуляний в Юрьеве (нынешнем Тарту) и в Курске, откуда Авдеева была родом. Но в более патриархальной, консервативной Сибири главным масленичным угощением долгое время оставался хворост.

При этом Авдеева отмечает религиозность праздника – и пожилые, и молодые всю неделю ходят в церковь.

Так что если Масленица имеет языческие корни, то они не осознавались нашими предками, а их педалирование — признак не древнего язычества, а современного неоязычества.

Кстати, «масленую неделю» называли еще «сырной» и «мясопустной». В наши дни часто забывают о том, что по православному календарю на Масленицу уже нельзя употреблять мясо, а вот молочные продукты, включая масло и сыр, разрешены

К масленице готовили вообще всякую сдобную выпечку, прежде всего пряженую – то есть жаренную в масле. Блины выдвинулись на первое место как максимально простое, разнообразное и, конечно, вкусное блюдо.

Куда больше оснований быть символом Масленицы – у хвороста. Так давайте же скорее его приготовим, взяв за основу рецепт из «Практических основ кулинарного искусства» (1916) Пелагеи Павловны Александровой-Игнатьевой.

Хворост
Муки — 300 г французской [пшеничной высшего сорта]
Сметаны — 1 стакан [200 мл]
Желтков — 3 шт.
Рому — 1 рюмку
Сахару в тесто — 1 ст. л.
Соли — 1 ч. л.
[Растительного масла для фритюра]
[Сахарной пудры для посыпки]

Высыпать муку на стол, сделать углубление, положить сметану и желтки и замесить довольно густое тесто, прибавив во время замешивания рому, соли и сахару.

Когда тесто будет приготовлено, то раскатать его очень тонко (иначе не прожарится и не будет хрустеть) и нарезать различные фигурки: квадраты, полоски, кружки, розанчики.

Нарезанное тесто опускается во фритюр – как станет кремовым и будет вздуваться пузырями, то готово. Вынув хворост на сито, покрытое бумагой, посыпать сахарной пудрой.

Для того чтобы хворост был пышнее, лучше вздувался, его нужно жарить последовательно в двух посудах; в одной фритюр должен быть не особенно горячим, а в другой совершенно каленым.

Сначала хворост опускается минуты на 2 в менее горячий фритюр, а потом перекладывается шумовкой в очень горячий. Вместо сметаны можно брать ¾ стакана сливок.
Текст: Максим Марусенков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *