Пятидесятница, День Святой Троицы, который в этом году мы отмечаем 20 июня — сошествие Святого Духа на апостолов — всегда приходится на пятидесятый день после Пасхи.
Троица, как и Пасха, связана с ветхозаветными традициями. У иудеев спустя пятьдесят дней после иудейской Пасхи (празднования исхода евреев из Египта) начиналась жатва, и первые плоды злаков жертвовали Богу.
Недаром Господь Иисус Христос именовал учеников «делателями жатвы», но это совсем другая жатва – духовная, а Троица – день начала апостольского служения — проповеди христианского учения во всем мире.
Еще одна параллель: пророк Моисей получил скрижали с заповедями – Закон от Самого Бога на горе Синай — на пятидесятый день после того, как Моисей вывел свой народ из египетского пленения.
Это стало фундаментом ветхозаветной церкви. Но человечеству теперь дарован не Закон, а Дух Святой и благодать. В этот день рождается Церковь Нового Завета.
Апостолы пребывали в Иерусалиме, в Сионской горнице, где совершалась Тайная Вечеря, ожидая благой вести. Их было двенадцать – на место предавшего Спасителя Иуды Искариота был избран апостол Матфий.
«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2: 2-4).
В тот день в Иерусалиме на празднование ветхозаветной Пятидесятницы собралось множество людей из разных мест: из Рима и Египта, Месопотамии и Понта.
Люди эти говорили на разных языках, и когда апостолы начали проповедовать на их родных наречиях, люди не могли в это поверить..
По свидетельству Деяний апостолов, 3 000 свидетелей чуда и проповеди апостола Петра были крещены в этот день. И христианство стало распространяться по миру, просвещая народы.
Укреплённые и наставляемые Святым Духом, апостолы без страха несли Истину, возвещая о Христе. Они не страшились мученичества и самой смерти, ведь это была встреча с Господом.
Благодать того дня и до наших дней пребывает в церкви. Апостолы рукополагали епископов, пресвитеров, диаконов для служения. И каждый священнослужитель несет в себе ту благодать, и она сохраняется в Таинствах.
В сам праздник Пятидесятницы проходит одна из самых торжественных служб Православной церкви.
Праздник символизирует силу Святого Духа, который животворит все на земле. Поэтому в это день в убранстве храма и облачениях преобладает зеленый цвет — цвет жизни.
В первый раз после Великого поста. звучит стихира, «Царю Небесный». С этого дня она возвращается в начальные молитвословия как церковных служб, так и домашнего молитвенного правила христианина.
На Великой вечерне прихожане вслед за священством трижды встают на колени, звучат семь молитв: о Православной Церкви, о спасении души, а также об упокоении всех «прежде почивших православных христиан» и всех усопших, даже тех, кто по грехам, совершенным при жизни, пребывает в аду.
Следующий за Троицей день — понедельник — Церковь посвящает Святому Духу.
Если на Троицу главным событием является сошествие Святого Духа к последователям Христа, то на следующий день все внимание уделяется только Ему.
Всесвятой Животворящий Дух – это одна из трех ипостасей Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Считается, что именно в тот день началось распространение христианства по всему миру, ведь апостолы смогли нести слово Божье на разных языках.
Оба праздника – важнейшие для христиан. Явление Святого Духа как Третьего Лица Святой Троицы стало рождением Церкви. в основе которой любовь, благодать и вечная радость Богообщения.
Вся Троицкая седмица — сплошная, нет поста в среду и пятницу.